Терапевтический Эффект Многосерийного Кино.

Терапевтический Эффект Многосерийного Кино

 

Заглянув в телевизионную программу, мы увидим множество сериалов в день. О любви и о криминале, о бедных и богатых, о мире и войне. Что произошло? Почему люди стали в таких количествах потреблять сериалы? Причиной этого, по мнению психологов, является наш стремительный темп жизни.

Сериалы просто необходимы, как ежедневная терапия, способная лечить душевные раны. Когда человек приходит с работы и смотрит сериал, то его повседневная жизнь уходит на другой план. За окном зима, а в сериале “Однажды будет любовь” – весна.  Тусклые будни офиса, заменяются насыщенной жизнью журналиста из сериала “Срочно в номер 2″.  На смену семейной жизни приходят горячие страсти из сериала “Кармелита”.

Вот, что говорят ученые, о том почему нам нравятся многосерийное кино. Американские ученые Л. Элера и Л. Леви, еще в далекие семидесятые годы доказали, что просмотр сериалов уменьшает выделение катехоламинов – гормонов стресса, а просмотр триллеров и боевиков – увеличивает. Психолог К. Изард в своей работе “Эмоции человека”, еще в 1983 году, писал, что привязанность к просмотру многосерийных фильмов создают два фактора – малая степень импульсивности и напряжения и высокая степень удовольствия.

Под руководством ученого В. Кнабенгоф в лаборатории была исследована сердечная деятельность у двадцати женщин при показе сериалов “Новая жертва” и “Санта-Барбара”. Оказалось, что перед началом просмотра зрители находятся в предстартовом состоянии и уровень гормонов стресса в их организме повышен.  Индекс напряжения, нормальное значение которого 65-150, у зрителей телесериалов достигает 320.  Все это говорит о преимущественном влиянии симпатической нервной системы на сердце.

 При просмотре многосерийных фильмов суживаются сосуды, повышается давление, убыстряется пульс, учащаются сердцебиения. Сосредоточенный просмотр кинофильма и пребывание в неподвижном состоянии в течение часа приводит к снижению показателя индекса напряжения до отметки 199.  Показатели сердечной деятельности свидетельствуют о том, что большее влияние на ритм сердца начинает оказывать парасимпатическая нервная система. Причем, сердцебиение становится более редким, давление снижается, сосуды расширяются и пульс замедляется. После просмотра сериала наибольшее снижение напряжения достигалось – у половины зрителей. Это свидетельствует о нормализации сердечной деятельности и
расслаблении организма.

Поэтому можно утверждать, что просмотр многосерийного кино обладает терапевтическим эффектом.

Особенно они хороши для больных нейроциркуляторной дистонией, гипертонией и другими сердечно-сосудистыми заболеваниями, основой которых являются сбои нервной регуляции.

 

ПСИХОТЕРАПИЯ АНТИГЕРОЯ.

Критик Карлос Кларенс отмечает: «Если персонаж, неважно где, на страницах книги или на экране телевизора, появляется слишком часто, то рано или поздно он поселится в вашей голове».

Формат телевизионного шоу  «Клан Сопрано»  приблизил суровые будни мафиозного босса как никогда близко к зрителю. Шесть лет зритель наблюдал за жизнью Тони Сопрано, и никакие эпические трехчасовые саги типа «Крестного отца» не смогут создать подобной близости.

Мы знаем о Тони, его друзьях, любовницах, переживаниях, снах, мечтах и тревогах намного больше, чем о жизни семьи Корлеоне. И походы Сопрано к психоаналитику лишь усиливают эту «интимную связь», а зрители, словно мухи на стенах, становятся невольными участниками приватного разговора.

 

К слову сказать, Тони Сопрано — не первый выдуманный мафиозный персонаж, посещающий мозгоправа. До встречи Тони и доктора Мелфи терапию уже проходили порядка полдюжины не менее колоритных гангстеров. Здесь и «Убийство в Гросс-Пойнте» (Grosse Pointe Blank, 1997), в котором психиатр (Алан Аркин) лечит мафиозного киллера (Джон Кьюсак). В том же году на телевидении вышла лента с говорящим названием «Психоаналитик дона» (The Don’s Analyst), в которой дона-невротика сыграл Роберт Лоджа («Лицо со шрамом»), а его доктором стал Кевин Поллак. Ну и, само собой, популярнейшая комедия «Анализируй это» (Analyze This) с участием суперзвезд Голливуда Роберта Де Ниро и Билли Кристала, вышедшая в 1999 году одновременно с сериалом Чейза.

Все вышеперечисленные фильмы, особенно «Анализируй это» и «Психоаналитик дона», представляют собой пародии на многоуважаемые архетипы массовой культуры — итальянского мафиозного босса и еврейского психиатра. В этом отношении «Клан Сопрано» отошел от привычных рамок жанра, здесь докторша не только соотечественница пациента, но и сексуальная женщина. Это, конечно, не весть какое новшество, но главной заслугой сериала стало даже не это. По словам Глен Габбард, автора книги «Психология Сопрано», телесериал впервые в истории телевидения и кино продемонстрировал реальную и достоверную картину сеансов психотерапии.

 

Габбард отметила, что многие ее коллеги «проявили искренний интерес к сериалу».  Или слово «наваждение» подходит в данном случае больше? Часть из них подписались на канал HBO только ради просмотра этого телешоу. Психоаналитикам нравилось обсуждать терапию, проводимую доктором Мелфи, и спорить обо всем, начиная от ее методов диагностирования и до выбора препаратов. Кто-то настаивал, что Тони — типичный социопат и вполне излечим, другие же утверждали, что он грубый и склонный к насилию психопат, которым должны заниматься правоохранительные органы, а не врачи. Критики методик Мелфи заявляли, что она лишь делает все, чтобы Тони мог и дальше продолжать творить свои грязные дела, а не наставляет его на путь истинный. И вообще, зачем она ведет себя столь откровенно, постоянно носит короткие юбки и всячески демонстрирует свои стройные ножки?

В декабре 2001 года Американская ассоциация психоаналитиков вручила телешоу награду «За художественное изображение психоанализа и психотерапии». Там же наградили и исполнительницу роли доктора Мелфи Лоррейн Бракко «За создание самого доверительного и убедительного образа психоаналитика на телевидении и в кино». Сама Бракко не преминула напомнить на этом мероприятии, что, как бы там ни было, она всего лишь играет роль врача, но не является специалистом на самом деле. И поэтому не стоит слишком близко воспринимать те ее слова или поступки, которые исходят с экрана телевизора. Бракко, которой Дэвид Чейз предлагал изначально сыграть Кармелу, отказалась, ибо эта роль была уж слишком похожа на ее недавнюю Карен из картины «Хорошие парни» Скорсезе.

 

Похожие сообщения:


Получи 2-й бесплатно!



Comments:

Leave a Reply